Приходовская Е.А.
СВЯЗЬ ОПЕРНОГО КАНОНА И ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(Актуальные проблемы музыкознания: сборник статей по материалам
конференции
«На рубеже столетий:
Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство» 28-29
ноября
Существует множество различных
принципов классификации музыкальных форм, каждый из которых становится основой
целостной концепции в различных монографиях – таких как учебники по анализу
музыкальных форм И. Цуккермана, И. Способина, Л. Мазеля, В. Холоповой и т.д.
Все данные классификации имеют неоспоримую теоретическую и историческую
ценность, однако при создании новых произведений композитор руководствуется
скорее не какой бы то ни было устойчивой формальной схемой, но общим принципом
формообразования, общим принципом сопряжения частей в цельной драматургии.
Поэтому перспективным – в отношении появления новых музыкальных произведений –
направлением представляется классификация не музыкальных форм de facto, но
общих принципов формообразования, действующих не только в сфере музыкального
искусства, но во многих сферах художественного творчества и даже вообще жизни.
Эти принципы можно отнести скорее к общефилософским, нежели к узкоспециальным.
Таких принципов предлагается три:
1) принцип вариаций;
2) принцип рондо;
3) сонатный принцип.
Принцип
вариаций отражает идею рассмотрения одного предмета с разных сторон, либо
постепенного развития («прорастания») интонационного зерна. Аналогом принципа
вариаций в религии представляется древневосточное единобожие; в философии –
монизм. Принцип вариаций отражает идею поступенности развития монообраза.
Принцип
рондо отражает идею контрастного
чередования одного предмета (идеи,
характера и т.д.) со множеством
разнохарактерных, но мало на него влияющих других предметов (идей, характеров и
т.д.). Аналогом принципа рондо в религии представляется античная
множественность божеств; в философии – плюрализм. Принцип рондо отражает идею цикличности
развития.
Сонатный
принцип отражает идею конфликта,
«борьбы и единства противоположностей». Соната всегда биполярна и предполагает активное взаимодействие полярных сфер.
Аналогом сонатного принципа в религии представляется христианская полярность
мироздания, борьба Света и Тьмы – Бога и Дьявола; в философии – дуализм и
связанная с ним диалектика. Сонатный принцип отражает идею «тезис –
антитезис – синтез».
Указанные три принципа формообразования предстают во
множестве различных, порой совершенно неожиданных комбинаций. В каждом конкретном
случае их выбор и специфика их сочетания определяются спецификой содержания и соответствующей драматургии произведения.
По сути, все формальные особенности произведения
определяются индивидуальной, уникальной спецификой его драматургии. Драматургия
в данном случае рассматривается как «равновесие напряжений», целостный
эмоциональный рельеф.
В применении к оперному жанру указанные три принципа
формообразования несколько видоизменяются, но не перестают функционировать.
«Равновесие напряжений» и целостный эмоциональный рельеф необходимо выстраивать
в любом произведении, в монументальных жанрах – к которым относится опера – эта
необходимость возрастает.
В. Холопова предлагает рассматривать композицию оперы
на нескольких уровнях организации: «1) высший композиционный уровень – вся
опера, 2) средний уровень – акт, картина, сцена, 3) низший уровень – отдельный
номер (ария, ансамбль, хор)». Нас, в данном случае, интересует в основном
высший композиционный уровень.
«Форма оперы на высшем композиционном уровне основывается
на общих закономерностях драмы и на собственно музыкальных принципах
организации крупного целого. К общим закономерностям драмы относятся: наличие
централизующей содержательной идеи, сюжета, контраст «действия» и
«контрдействия», контраст главного действия и фона, наличие определённых
драматургических этапов, повторность сценических комплексов и положений,
сценические «арки», переклички словесных реплик. По собственно музыкальным
закономерностям оперы тяготеют к определённым типам форм, в свою очередь
создаваемым тематизмом (репризы, рефрены, лейтмотивы) и тонально-гармонической
организацией», - пишет В. Холопова[i].
В данном случае, можно наблюдать одновременное
действие трёх принципов формообразования. Принцип вариаций (развитие монообраза) прослеживается, во-первых, в
каждой партии; во-вторых, в движении тематизма (в том числе и в лейтмотивной
системе). Принцип рондо прослеживается в моментах смены сцен, в фоновых сценах
(«сценах отстранения») – повсюду, где может наблюдаться контраст. Сонатный принцип содержится в самой образной
архитектонике оперы, предполагающей конфликт сил «действия» и «контрдействия»,
то есть наличие «главной» и «побочной» партий.
Здесь следует сказать о таком историческом явлении,
как оперный
канон – типовая композиционная структура оперного спектакля.
Оперный канон сложился уже к XIX веку, чему способствовала «типизация» оперной
структуры при разделении жанра на seria и buffa. С одной стороны, оперный канон можно рассматривать
как явление историческое; с другой стороны, он содержит в себе универсальные
закономерности, выявляющие природу оперного жанра. Периодом утверждения и
закрепления оперного канона можно считать период творчества Моцарта и – позже –
знаменитых итальянских оперных мастеров: Россини, Доницетти, Беллини.
Достаточно изучить один клавир из оперного творчества этих авторов, чтобы
понять структуру оперного канона. В то время он во многом определялся
стандартами либретто; например, знаменитый «Севильский цирюльник» Россини
полностью соответствует по структуре номеров своему предшественнику –
«Севильскому цирюльнику» Паизиелло[ii].
Обязательными в оперном каноне становятся:
1)
от 2 – 3 до 5
развёрнутых арий главных персонажей – тенора («первого любовника») и сопрано
(примадонны);
2)
по крайней мере 2
дуэта главных персонажей;
3)
наличие
центрального «контр-героя» - как правило, претендующего на любовь примадонны –
чаще всего это баритон; ему обычно предоставляется 2 – 3 арии и дуэт с
примадонной;
4)
2 – 3 терцета;
5)
побочные
персонажи обычно имеют одну арию и принимают активное участие в больших
ансамблях;
6)
«собирание»
персонажей к финалу каждого акта – создание крупных финальных ансамблей;
7)
присутствие хора
– или смешанного, или (часто у Россини) мужского – в начальных эпизодах оперы и
в финалах. Хор также часто включается в развёрнутые арии главных персонажей.
Распределение этих обязательных составляющих по
временнóй ткани спектакля проводится в соответствии с требованиями
вокального (у солистов) и слушательского (у публики) «равновесия напряжений».
При наличии номерной структуры порядок номеров был довольно стабильным, с
небольшими вариантами – в зависимости от сюжета. Этой стабильности
способствовало жёсткое за тембрами определённых амплуа, а также система типов арий, за каждой из которых также
довольно жёстко закрепляется определённый аффект.
Разрушение номерной структуры и появление в опере
сквозной драматургии перенесло акцент с амплуа и аффектов на музыкальный
тематизм (в том числе и лейтмотивизм) и тесситурную драматургию – каждой партии
и всего спектакля в целом. Однако, такая смена акцентов не нарушила «равновесия
напряжений» в оперном каноне. Ансамбли как таковые постепенно теряют своё
значение, а порой и совсем исчезают из оперы, заменяясь диалогом,
сольные номера теряют чёткую структурную отграниченность; однако общее
равновесие сольного – ансамблевого –
хорового остаётся неизменным. Остаются неизменными общие, универсальные
драматургические принципы. В дальнейшем структура оперного спектакля теряет
типичность, каждая опера конца XIX – XX веков уже
обладает индивидуальностью, неповторимой спецификой драматургической структуры.
Опера то максимально приближается к драме, то заимствует инструментальные формы
– это свидетельствует об общности принципов развития в вербальных и
невербальных художественных формах.
Например, опера Р. Щедрина «Мёртвые души» удивительным
образом напоминает по структуре «Картинки с выставки» М. Мусоргского –
«загадочное» произведение, представляющее собой сочетание различных форм.
«Мёртвые души» содержат принцип вариаций (изменение характеристики Чичикова,
его партия), принцип рондо («эпизоды» - разговоры Чичикова с разными
персонажами, «рефрен» - дорога); сонатный принцип здесь практически
нивелируется, что обусловлено самим литературным первоисточником: у Гоголя нет
конфликта, так как все персонажи «отрицательные». Можно сказать, что в «Мёртвых
душах» изначально выстроена контрастная, а не конфликтная, драматургия. Эпизоды
Селифана с хором («Белы снеги») – аналог «Прогулки» Мусоргского – создают
устойчивый рефрен и пролого-эпилоговое «окаймление» оперы.
Оперный канон и инструментальные принципы
формообразования являются проявлениями одного общего драматургического принципа
сопряжения частей в целом, в соответствии с органическими, а не механическими
способами объединения. Универсальность «равновесия напряжений» и в
инструментальных, и в вокальных формах – порождает универсальность
художественных принципов выстраивания драматургии в произведении; принципы
выстраивания драматургии художественного произведения восходят к
общефилософским, жизненным принципам, данным нам a priori, самой
природой.
[i] Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. – С.-П., 2001
[ii] То же замечание можно отнести к «Ивану Сусанину» Кавоса и «Жизни за царя» Глинки.