Приходовская Е.А.
СИНКРЕТИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРВОИМПУЛЬСА
(«Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук».
Тезисы докладов. Новосибирск. 2007год. Стр.13)
Явление синтеза искусств уходит корнями в глубокую древность, в первобытный синкретический ритуал. Синкретизм, свойственный сознанию человечества на ранних этапах зарождения культуры, аналогичен синкретизму сознания человека (художника) на этапе зарождения художественного замысла. В любом процессе синкретическая, аналитическая и синтетическая фазы представляют собой этапы единого движения. В художественном творчестве они соответствуют этапам предварительного замысла, конструктивной разработки образа и окончательного оформления завершённого произведения. Первоимпульсом, «зерном» нового произведения является либо локальный синкретический образ, самораскрывающийся в некоторое целое по принципу метонимии, - либо размытый эмоционально-образный фон, из которого «локализуются» соответствующие конструкции и детали. Эмоционально-образный первоимпульс (ЭОИ), с которого начинается творческий процесс, даёт художнику неограниченную свободу в выборе средств; образ изначально не привязан к способу его воплощения. Выбор средств реализации замысла зависит от индивидуальных «настроек» сознания художника и является этапом более поздним; это явление подобно построению в геометрии проекций одного предмета (первоимпульс) на различные плоскости (способы воплощения). Проецируясь на эти «настройки», ЭОИ практически одновременно распадается на эскиз произведения и «каскад» этюдов к нему. Их соотношение можно сравнить, например, с соотношением между арсеналом используемого оружия (этюды) и диспозицией сражения (эскиз). Подобно биологическому эмбриогенезу, процесс создания произведения моно-искусства включает множество этапов, которые постепенно приводят от синкретического первоимпульса к конкретизации средств выразительности в их уникальной комбинации.
Исторические пути преобразования художественного мышления соответствуют пути преобразования замысла в индивидуальном творческом сознании (единство филогенеза и онтогенеза).
Научный руководитель – доктор искусствоведения, канд. философских наук, доцент
Коляденко Н.П.