Приходовская Е.А.

 

ИНФОРМАЦИЯ И СУГГЕСТИЯ:

РАВНОВЕСИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ

 

(«Семиотика культуры и искусства».

 Материалы 5-й международной конференции. Краснодар. 2007 год. Стр.115-118)

 

            Любая система для нормального функционирования нуждается в соразмерности и равновесном взаимодействии составляющих её элементов. Это относится и к живому организму, и к технической конструкции, и к звёздным системам и к художественному произведению, тем более что художественное произведение строится по той же логике, что и реально существующие природные явления. ( К природным явлениям мы в данном случае относим и процессы, протекающие в реальности и в воспринимающем сознании по идентичным законам.)

Наиболее полно эта закономерность выражается в формулировке закона «борьбы и единства противоположностей»; её же утверждает, например, М. Бахтин в статье о поэтике Достоевского, говоря о «напряжении между полюсами» в психике героя.

            В вокальном произведении принято выделять два «полюса»: слово и музыку. В действительности, то есть в своём реальном концертном существовании, вокальное произведение содержит множество равноправных элементов, каждый из которых в нужный (по драматургическому замыслу) момент может стать ведущим. Среди них голос певца (сам тембр, энергетика голоса исполнителя, его эмоциональная окрашенность и т.д.), характеристика героя, характеристика описываемой ситуации (и позиция героя относительно этой ситуации), интонация (мелодия, музыкальный материал) и вербальный текст, находящийся в неразрывной связи с интонацией: от интонации, как и в реальной разговорной жизни, зависит восприятие подтекста и эмоции. Здесь же нужно сказать и о важности концертной подачи, убедительности и убеждённости исполнения. Эта убедительность зависит во многом от исполнителя, которому важно передавать собственное отношение к материалу, вследствие чего мы можем говорить о возникновении различных интерпретаций, вариантов каденций, динамики и темпа, не принадлежащих крмпозитору, но существующие в концертной практике,

 изначально она являет собой результат равновесия и органичности взаимодействия элементов в самом произведении.

            Несколько расширяя оппозицию слово - музыка, получаем другую пару: информация - суггестия. Эта пара восходит к общей оппозиции рациональное - иррациональное, в которой отражены, по сути, уровни восприятия произведения, да и вообще восприятия реальности человеческим сознанием. Пара информация - суггестия присутствует в любом тексте культуры, на смене информации и суггестии строится драматургия многих литературных, сценических и музыкальных композиций.

Выражение эмоции через интонацию – основа вокальной музыки – существовало ещё в доре­чевых формах коммуникации первобытных людей, оно предшествовало появлению смысловых языковых структур. Доречевые формы коммуникации способствовали прежде всего выражению эмоций, то есть имели суггестивную функцию: внушение, передача другому сознанию испытываемого состояния. Затем, с появлением развитых лексических конструкций, стала возможной передача информации, конкретных смысловых образований, а в дальнейшем даже абстрактных, эмоционально нейтральных понятий. Однако в вокальной музыке оппозиция информация - суггестия не имеет прямого соответствия паре слово - музыка, хотя на первый взгляд это соответствие вполне логично: слово - информация, музыка - эмоция (суггестия). «Делая купюры [в вербальном тексте], композитор опирается... на принцип «необходимости и достаточности»:

Удаляются фрагменты:

а) уводящие от центральной линии к побочным, если побочные линии не не­сут необходимой информации;

б) являющиеся риторическими «украшениями»  и «расцвечиванием» основ­ной идеи;

в) содержащие информацию, которую можно передать невербальными, в частности – музыкальными средствами»(1).

Но, во-первых, информация и эмоция не имеют между собой чёткой границы (они представляют собой континуальный интервал). В частности, настойчивое повторение информационного сообщения  или даже простой приветственной фразы (как, например, в дуэте Бартоло и Альмавивы из «Севильского цирюльника»: «Pace e gioia...»)  может нести сильный эмоциональный заряд. Напротив,  музыкальная фраза ( например, в риторических фигурах или лейтмотивной системе ) может являться относительно нейтральным информационным сообщением.

 Во-вторых, информация может быть разного рода:

1)      лексическая (прямое значение произносимого слова),

2) подтекстовая (люди и в реальной жизни редко говорят «напрямую» то, что думают, чаще присутствует ирония или иносказание; примером здесь могут служить слова Дон Жуана – героя оперы  Даргомыжского «Каменный гость» и  одноименной «маленькой трагедии» Пушкина. В ответ на реплику Лепорелло Дон Жуан говорит: «Слуга покорный! Я едва не умер там со скуки...». Если воспринимать первую фразу как обращение к Лепорелло, она разрушает цельность образа и речевой характеристики Дон-Жуана: ему не были свойственны громоздкие выражения наподобие этого.

3) стилистическая (речь героя представляет собой его характеристику; например, в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского рассказ Кума о чёрте содержит такой текст: «Э, кум! Оно бы не годилось рассказывать-то на ночь, да разве вже для того, чтоб угодить тебе и добрым людям, которым, я примечаю, также хочется узнать про эту диковинку... Раз, за какую вину, ей-богу вже и не знаю, только одного чёрта выгнали из пекла... как собаку из хаты». В этом тексте, на первый взгляд, много «лишнего» с точки зрения информативности: во-первых, длинная, запутанная синтаксическая структура, без которой вообще, казалось бы, можно было обойтись; во-вторых, множество вводных конструкций («вже», «я примечаю», «бы», «то», «ей-богу не знаю» и т.д.), не несущих смысловой нагрузки. Однако информация в этом тексте другого рода: это информация не о чёрте (которую можно было бы передать несколькими словами), а о самом Куме и о ситуации, в которой он об этом рассказывает (и даже о его слушателях). Такой текст может являться характеристикой героя, стилистической информацией о нём. Для подобных целей писатели пользуются диалектизмами и историзмами )

 

Наглядной иллюстрацией различия опоры в художественном произведении на информативность или суггестию может послужить сличение текстов, например, Л. Толстого и М. Булгакова (можно взять конкретные примеры из «Войны и мира» и «Белой гвардии»). Сами приведённые нами имена свидетельствуют о равноправии информации и суггестии и независимости художественной ценности произведения от преобладания одного или другого. Даже при первом ознакомлении с текстами заметно, что преобладание информации или суггестии зависит от позиции автора: внешней или внутренней. У Л. Толстого преобладает внешний взгляд, взгляд внимательного, но всё же стороннего наблюдателя; такая позиция требует объёмного и насыщенного деталями описания, рассмотрения предмета со всех сторон без ярко выраженных акцентов, присутствия доказательств и причинно-следственных связей в описании какого-либо процесса и так далее. При этом читатель воспринимает это как чужое высказывание, именно как позицию автора, отделённую от собственного сознания читателя. М. Булгаков даёт сжатую, в нескольких словах, броскую характеристику, что создаёт иллюзию «случайного взгляда» и представляется читателю его собственным взглядом (так как человеческому сознанию свойственно воспринимать и запоминать увиденное и услышанное не во всей полноте цельности явления, а по отдельным деталям) (2). Соответственно,  информативность текста – это всегда свидетельство взгляда «снаружи», а суггестивность – взгляда «изнутри».

Вокальная музыка располагает ещё и музыкальными средствами, позволяющими создать дополнительный подтекстовый объём. В операх XVIII и начала XIX веков, например, смена преобладания информации или суггестии подчёркивалась номерной структурой: для информации был «отведён» речитатив, а для суггестии, для внушения эмоции без повествования о ней – ария. В дальнейшем эти сферы смешались, номерная структура уступила место сквозному развитию, но и в сквозном развитии так или иначе выстраивается равновесие информации и суггестии, в зависимости от индивидуального авторского выбора, интуитивен он или осознан.

На этом основано и различие вокальных исполнительских приёмов: «речь на высоте» или пение.

Таким образом, пара информация – суггестия, представляющая собой континуальный интервал с более или менее выделенными полюсами, является основой выбора и взаимодействия различных средств выразительности в художественном произведении. Их соотношение определяется спецификой выстраивания смысловых линий, «динамикой напряжений», драматургией произведения и необходимостью смены взгляда в той или иной точке.(3)

 

 

 

 

 

Примечания

 

 

 

1Приходовская Е.А. «Драматургия вокального произведения: опыт композитора». - Альманах НГК, 2007, №6

 

2Пример из «Белой гвардии»: «…засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович». Более для характеристики Лисовича не отведено ни слова, но читатель не сомневается в правдивости этой краткой «справки» о герое, так как воспринимает эти слова как свои собственные. Здесь же можно вспомнить знаменитое чеховское «горлышко бутылки в лунную ночь».

 

3Так кинорежиссёр распределяет крупные и общие планы в фильме. Наиболее яркий пример так называемой «монтажной техники» - «Александр Невский» С. Прокофьева, написанный в непосредственном сотрудничестве с С. Эйзенштейном, что показывает ещё раз общность закономерностей человеческого мышления во всех видах искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Хостинг от uCoz