Приходовская Екатерина
Концепция
статьи Гоголя
«В чём же,
наконец, существо русской поэзии,
в чём её
особенность?»
2005
Статья Гоголя «В чём же, наконец, существо
русской поэзии, и в чём её особенность?», в сущности – обобщающий
стилистический обзор огромного исторического и стилистического пути,
пройденного русской поэзией. Ценность этого исследования именно как критического в том, что Гоголь
стремится к некоей всеохватности, ОБЪЕКТИВНОСТИ рассмотрения вопроса:
1.
Он анализирует не просто
авторские стили поэтов от Ломоносова до Лермонтова (очень обширно рассмотрено
творчество поэтов пушкинской поры), но историческую
ситуацию, окружавшую и, собственно, порождавшую их, а также общие эпохальные тенденции, в русле или
вопреки которой действовал тот или иной автор;
2.
Он стремится к доказательности
своих оценок, подтверждая утверждения цитатами, и выводит некие главные
принципы, которые обосновываются присутствием общего в конкретной специфике творчества анализируемых поэтов;
3.
Им достигнуто весьма
устойчивое равновесие твёрдой СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ и уважения ко множеству
чужих; это качество для критики очень ценное, - к несчастью, не так часто и
повсеместно встречающееся.
Гораздо полнее впечатление от этой статьи
становится при рассмотрении её «на фоне» других критических работ Гоголя
(например, «Выбранные места из переписки с друзьями»). В них объяснён и сам
феномен творчества Гоголя.
Одно из главных, важнейших качеств
писателя, по Гоголю – высочайшая ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
к себе и строгий, даже беспощадный отбор всего, что выносится на читательский
суд. Такие принципы, с одной стороны, действуют на творчество благотворно,
повышая ответственность
писателя – и, соответственно, тщательность и качественность работы. С другой
стороны – гипер-ответственность перерастает в полное бездействие, что,
кстати, прекрасно понимает и сам Гоголь, но не считает это фактором негативным:
«Слово гнило да не исходит из уст ваших!.. Все великие воспитатели людей
налагали долгое молчание именно на тех, которые владели даром слова…» («О том что такое слово», 1844). Да и кто
определил критерии отбора, в
соответствии с которыми сочинению выносится приговор – «сжечь» его или
представить аудитории? Прекрасна русская народная песня, прекрасна возвышенная
поэзия итальянского «dolce
stile nuovo»,
прекрасны песни Высоцкого и прекрасен якутский эпос «Олонхо». Где же общие,
чётко определённые свойства «достойного» или «недостойного», почему чем-то
можно «делиться» с людьми, а другим нельзя? К тому же, есть разные группы
населения – социальные, возрастные, ещё бог весть какие – для одной из которых
могут быть предельно актуальными вопросы, совершенно незначимые для другой.
Например, публика, плачущая при исполнении песен военных лет Дмитрием
Хворостовским, вряд ли может глубоко и тонко прочувствовать нюансы настроений в
песнях Шуберта в исполнении Фишера-Дискау, - и наоборот; оба этих культурных
явления несомненно достойны внимания
публики, но это неизбежно будет РАЗНАЯ публика.
Эстетическая ценность – понятие весьма
зыбкое и не имеющее практически никаких объективных качеств. Кто же служит
«судьёй», смеющим определять судьбу творческих созданий человека?
Есть три варианта ответа:
1)
сам автор;
2)
публика;
3)
«время».
Рассмотрим каждый вариант.
«Сам
автор». Об этом варианте Гоголь
преимущественно и говорит, признавая его первейшей и единственно справедливой
необходимостью (сторонняя, чаще всего политическая, цензура была в то время
«бичом» литераторов, недаром так сказано о чиновниках в статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр
и вообще об односторонности»: «Иногда случается… что он [секретарь], мало-помалу втираясь,
становится посредником и даже вершителем в деле искусства. И тогда выходит
просто чёрт знает что… выходит инструкция для художника, писанная вовсе не
художником…»); однако самим своим осуждением Державина он противоречит себе.
Говоря об авторской нетребовательности Державина, не уничтожившего то, «что должно быть сожжено», - Гоголь
фактически отказывает Державину в праве судить свои сочинения (судить по
знаменитому принципу Тараса Бульбы: «Я тебя породил – я тебя и убью!») и
выступает от имени абстрактного «объективного судьи». Такая позиция критика
напоминает позиции мастеров Возрождения в теоретических трудах, в частности – Данте в трактате «О
народном красноречии»: выбор «лучшего наречия» не обусловлен практически ничем,
кроме собственного мнения автора о том, что «красиво» и «благозвучно», а что
нет. При этом – как и в статье Гоголя – не оговаривается субъективность и возможная «оспоримость»
своего мнения; напротив, оно преподносится безапелляционно, как верное и
естественное.
Однако и мнение самого автора о своих
творениях может быть не только необъективным, но даже совершенно неадекватным;
хотя этические установки, безусловно, дают автору преимущество полного
распоряжения судьбой своих «детищ». Но автор должен быть предельно осторожен,
чтобы не «сжечь» лишнего (при «зашкаливании» ответственности), но и не
допустить «работы спустя рукава», «сырости» своих вещей: в этом он может
ориентироваться лишь на свои творческие принципы и степень их воплощения в
конкретной работе. Совершенство бесконечно, и установка на «обет молчания»
может помешать и общению с аудиторией («обкрадывание» её засчёт недооценки
своих творений), и собственно творчеству.
«Публика». Это вариант наиболее распространённый: публика –
масса современных «критиков» и слушателей, чьё мнение также зачастую
формируется по внехудожественным причинам. С этой позиции Гоголь осуждает
своего современника П…на, который «делился с публикой всем», тщательно не
отбирая публикуемого материала, и поэтому от него «ничего не приняли». Но
«ничего не приняли» - ещё не показатель художественного уровня произведения;
смеялись над «дилетантами» Пери и Ринуччини, создавшими жанр оперы, смеялись
над новаторскими сочинениями Прокофьева на некоторых премьерах (допустим,
Второго фортепианного концерта), а опера Бизе «Кармен», сейчас непререкаемо
присутствующая в репертуаре любого театра, была жестоко освистана на премьере.
Проблема непонимания «толпой» «гения», противостояния великой неординарной
личности – идущей за чьим-то «признанным» мнением массе, - поднималась и
Грибоедовым, и Жуковским, и Пушкиным, и Лермонтовым, и сколькими творцами ещё
до и после них! «Общественное мнение» современников формируется и качеством
исполнения, и статусом автора (его «именитостью», приближённостью к «высшим
кругам», политической направленностью, происхождением, образованием, регалиями
и т.д.), может быть, жёсткостью или мягкостью обивки кресел в театре… В любом
случае мнение современной автору «публики» нельзя считать объективным и
определяющим ценность созданного.
«Время». Это самый абстрактный судья, которого трудно назвать
объективным или необъективным хотя бы в связи с рассредоточенностью,
«распылённостью» оценивающего субъекта. Но, собственно говоря, «время» - та же
«публика», только «растиражированная» во времени. Только, кроме «публики»,
здесь накладываются ещё дополнительные условия: доступность текстов (в первую очередь их сохранность, что определяется – за исключением, вероятно, лишь
Второго тома «Мёртвых душ» Гоголя – совершенно внехудожественными факторами); наличие лица или группы лиц,
фанатически заинтересованных в исполнении
– или издании – произведений данного
автора. Знаменитые исполнители нередко популяризировали творчество молодых
авторов даже при их жизни, находясь с ними в личных дружеских или семейных
отношениях (вспомним Стреппони – вторую жену Верди, вспомним Клару Шуман…). Мы
можем вспоминать только с благодарностью и благоговением гигантский труд
Римского-Корсакова, дописывавшего, оркестровавшего, редактировавшего гениальные
неоконченные сочинения своих ушедших друзей и хлопотавшего об их исполнении;
критическую деятельность Роберта Шумана, пролившую свет внимания публики на
новые, никому тогда ещё не известные имена; энтузиазм Мендельсона, позволивший
«открыть заново» монументального Баха; преданность творчеству брата Людмилы
Шестаковой, сестры Глинки, посвятившей себя заботам об исполнении и издании его
сочинений. Оценку «времени» создают конкретные люди; если рядом с гениальным
творцом (или после его смерти) не находятся люди, восхищающиеся его творчеством
и преданные ему – его имя погружается в забвение. Хотя, конечно, всё не так
однозначно, толпа фанатов какой-нибудь рок-группы вряд ли автоматически вводит
её в сокровищницу мирового искусства; понятия «популярность» и «бессмертие»
суть понятия различные, но поиски этих различий не входят в задачи данной
работы.
Однако надо сделать вывод: пресловутая
«оценка времени» есть, по сути, только стечение обстоятельств и зависит от
художественных качеств произведения лишь отчасти.
Таким образом, процесс «отбора»
художественных ценностей в реальной истории протекает преимущественно ХАОТИЧНО,
без какого бы то ни было объективного контроля, так как критерии ценности по
природе своей субъективны, а значит, вариативны и неопределённы.
Поэтому критик, особенно в «обзорной»,
исторической работе, какой является статья Гоголя «В чём же, наконец, существо
русской поэзии, и в чём её особенность?», вынужденно располагает лишь
«выжившим» материалом, уже прошедшим «через огонь, воду и медные трубы», то
есть через все три «отборочные» инстанции – автора, публику и время. Мы не
можем анализировать или обсуждать то, чего не знаем, а в истории на все
ценности и продукты творческой деятельности распространяется закон «Что упало –
то пропало», как это ни печально. Соответственно, здесь мы доверяемся произволу
истории – «публики» и «времени», и довольствуемся тем, что осталось. Два
принципа, по сути одинаковых – «Рукописи
не горят» и «Талант не пропадёт»
- утешают, конечно, неудовлетворённое авторское самолюбие, но вместе с тем
подкармливают коренное, изначальное РАВНОДУШИЕ
к судьбе художника, отсутствие СТРАХА
утратить его. Сколько талантов пропало и рукописей сгорело, но именно по
причине безвестности, забытости таких случаев мы делаем вывод, что «гений
всегда пробьётся». Почему-то никогда не возникает мысли, что «тот, кто
пробьётся – тот гений», что «непробившиеся» гении есть, мы их просто не знаем,
и рукописи надо беречь, чтобы они не сгорели, а таланту хотя бы не мешать,
чтобы он не пропал; и вообще общество, ценящее свой культурный потенциал,
должно быть несколько внимательнее к судьбе своей творческой интеллигенции…
Гоголь видит корни русской литературы в
трёх источниках:
1)
народные песни,
2)
пословицы (народное
остроумие),
3)
«слово церковных
пастырей».
Первые два источника – составляющие
устного народного творчества, цельной стихии синкретического народного
сознания. Третий – связывает «народный дух», живой и стихийно существующий, с
культурой письменной и религиозной, и этот сплав рождает собственно
ЛИТЕРАТУРУ – уже не фольклор, но фиксированные, выстроенные по каким-либо
нормам художественные памятники. В выделении этих источников поэзии видна
чуткая историческая интуиция Гоголя: теория диглоссии и гипотезы исторического
развития русского литературного языка появились более чем через полвека, а он
уже говорит о рождении русской литературы из слияния сфер древнерусского
разговорного языка и письменной церковнославянской культуры.
Гоголь акцентирует именно интеллектуальную
сторону литературы, вербально-смысловой аспект даже синтетического (драма) вида
искусства. Парадоксально, что именно в статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности»
Гоголь проявляет столь одностороннее отношение к синтезу искусств, призывая
естественно отделять от «высокой драмы» оперу и балет («плясуны в лайковых
штанах»!) как некие «низшие» сферы. В настоящее время балет вряд ли
ассоциируется у кого-то, кроме особых ненавистников, с примитивными
«плясунами»: балет и опера, так же как драма, - просто разными средствами –
способны передавать и высокие чувства, и сложные идеи, и религиозное
благоговение (одна из самых важных, священно-«неприкасаемых» тем, по Гоголю).
По высказыванию о «плясунах» и певцах можно уяснить лишь исторический факт: стадию
развития и положение в обществе в России того времени оперы и
балета. Но, с другой стороны, что можно требовать от эпохи, знавшей лишь две
первых русских оперы – оперы Глинки – и совершенно не знавшей ещё национального
балета. Так же в своё время Бомарше, написав «Севильского цирюльника»,
отказался от идеи создания комической оперы, обосновав это решение неспособностью музыки передать
драматургическое сцепление действия; но через 40 лет после создания комедии
музыка оказалась способной воплотить
то, о чём мечтал драматург, - так как она не ПО ПРИРОДЕ своей была неспособна
ответить его замыслу, но лишь ДО ПОЯВЛЕНИЯ адекватного по одарённости и
мышлению композиторского дарования (Джоаккино Россини). Те или иные сферы искусства всегда несут в
себе неоткрытые, ещё не использованные возможности; кстати, пути к развитию
оперы указывает и сам Гоголь: «Какую оперу можно составить из наших
национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен… У
нас ли не из чего составить своей оперы?..» («Петербургские записки», 1836). Идея ПЕСЕННОЙ ОПЕРЫ, воплощавшаяся
затем у Лысенко, Гулака-Артемовского, советских композиторов послевоенной поры
– возникла ещё на самой ранней стадии, в эпоху Глинки, до гигантских полотен
кучкистов и Чайковского! Гоголь недаром называет народную ПЕСНЮ одним из
главных источников русской поэзии. В статье «О
малороссийских песнях» выявляется основной принцип творчества – простота и искренность, близость стихии народной
жизни (прежде всего крестьянской!
– Гоголь акцентирует на этом внимание). И певцы, и «плясуны» в синкретичности
народного творчества воспринимаются им позитивно; таким образом, НАРОДНОСТЬ, тянущаяся в русской
литературе и критике красной нитью начиная с Радищева и декабристов, является
центральным стержнем эстетики Гоголя, основным принципом его в отношении
творчества. Однако, несмотря на свою глобальную религиозность и принципиальную народность,
Гоголь не является «предвестником» славянофилов – показательно здесь его
восторженное отношение к Петру, даже более однозначное чем у Пушкина.
Народность в сочетании с тотальной КРИТИЧНОСТЬЮ взгляда на жизнь и
общество даёт повод провести линию «арифметической прогрессии» от Радищева и
декабристов к Гоголю и далее – к Достоевскому (особенно раннему Достоевскому).
Но народность в творчестве Гоголя резко
расслаивается на две контрастные тенденции:
1)
сказочно-поэтическую («Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород»), идущую от
того самого ЛИРИЧЕСКОГО источника
русской литературы – народной песни, содержащую неоднократно упоминаемую
Гоголем наивность и открытость духа «народа-младенца»; это линия изначально позитивная,
даже в «Вии» и «Страшной мести», изначально ориентированная на ДОБРО, даже если
оно не побеждает в финале; здесь есть тот духовный ориентир, который светит
сквозь все кошмары и туманы действительности и не даёт заблудиться в грязи;
2)
сатирико-критическую (прежде всего «Мёртвые души»),
идущую от второго источника – народного остроумия – и ведущую далее в русской
литературе – к «Бедным людям» Достоевского и «Господам Головлёвым»
Салтыкова-Щедрина. Социально-критическая линия у Гоголя очень своеобразна и
отличается от декабристской и «достоевской». Он не обличал и не осуждал
действительность, не звал к смене социального порядка, это не была САТИРА в
прямом значении этого слова; вместе с тем, не было движения к духовному
прозрению, катарсису и христианскому «спасению души», характерного для героев
Достоевского. Гоголь сам определил своё «главное свойство»: «…ещё ни у одного
писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни… Один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого… нет ни одного утешительного явления»
(Четыре письма к разным лицам по поводу
«Мёртвых душ», письмо 3). Интересно здесь то, что это ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ
позиция писателя, и интересны причины такой позиции.
Литературный текст приобретает у Гоголя
некую МИСТЕРИАЛЬНУЮ функцию, наподобие функции древних изображений
животных, служивших «моделью» реальной добычи. Эта литературная «мистерия»
имела целью как бы «переместить» пороки действительного мира в мир виртуальный
и тем самым уничтожить их. Это напоминает действие современного компьютера,
когда при сбросе информации, например, на дискету в меню выбирается не «Копировать», а «Вырезать» - информация перемещается на локальный носитель, исчезая
с жёсткого диска. Показательна фраза из
вышеупомянутого письма: «Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей,
которых я знал, всё пошлое и гадкое, которое они захватили нечаянно, и
возвратить законным их владельцам». В этом ключ к пониманию всего творчества
Гоголя и его литературных принципов.
Творчество
как способ мистериального моделирования действительности – явление практически исключительное в литературе и в
русской литературе особенно. Гоголь – «критический реалист» - оказывается
глубочайшим МИСТИКОМ, пытающимся
«отобрать от всех прекрасных людей» «пошлое и гадкое» путём формирования
виртуального мира, в котором концентрирует всё это «пошлое и гадкое», очищая
таким образом мир реальный. Это те же ритуальные пляски древних охотников
вокруг тотема, моделировавшие успех в «виртуальном» варианте; те же критские
игры с быками, которыми люди пытались как-то разрядить, отвести от себя зревшую
в недрах земли катастрофу. Гоголь – естественно, в совершенно другой форме –
воплощает тот же принцип работы с ВИРТУАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ, только эти модели у него
выражаются в литературных образах. Такой подход, возможно, объясняет и
уничтожение Второго тома «Мёртвых душ»: если Гоголь чувствовал так сильно
притяжение виртуального мира к реальному и их взаимовлияние, он мог стремиться
уничтожить раскрывшийся в его собственном сочинении негативный мистический мир
и перекрыть ему таким образом доступ к реальному миру. Такой страх – возможно,
не за себя, а за тех «прекрасных людей», от которых он «отбирал» пошлое и
гадкое – мог заставить писателя уничтожить свой пятилетний труд, своё
выстраданное детище, и это объяснение, на мой взгляд, более оправданно, чем
просто нежелание оставлять неудавшееся, по мнению автора, создание.
Духом этой веры овеяны многие статьи и
высказывания Гоголя, и статья «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в
чём её особенность?» ценна не только подробным историческим обзором русской
литературы «от истоков до современности», не только панорамой разнообразия
творческих устремлений плеяды русских поэтов, - но общей идеей, векторной
устремлённостью в будущее. Она ценна тем, что в конце статьи, при размышлении о
будущем русской поэзии, дан столь точный, конкретный, убедительный ответ на
такой, казалось бы, «глобалистский» вопрос, который поставлен в заглавии. Из
этого ответа следует и понимание поэзии как очистительной мистерии, и
принципиальная не-революционность Гоголя – даже более этого: то, что называют
критикой современных писателю социальных типов – на самом деле обряд «изгнания
бесов» из человечества вообще, неважно, какого века. Взгляд направлен здесь не
на социум и уж тем более не на конкретные социальные порядки какого-то
конкретного времени, а выше, дальше, в качественно другую плоскость – в область
СВЕРХЗАДАЧИ человека вообще, в область его соединения с Богом.
Бесконечность разнообразия форм творения и
бесконечность приближения к богу, к Высшей Истине – по вечной асимптоте –
определяет призыв Гоголя к молодым литераторам: не повторять прошлого, не
подражать великим мастерам ушедшего века, а созидать и созидать, дерзко и
настойчиво искать новое – но новое, приближающее человечество к его высшей
Сверхзадаче. Вот он, этот призыв – кажущийся написанным только что, а может быть, даже пришедшим из будущего: «Другие
дела наступают для поэзии. Как во время младенчества народов служила она к
тому, чтобы вызвать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так
придётся ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека – на битву уже не
за временную нашу свободу, права и привилегии наши, но за нашу душу, которую
сам небесный творец наш считает перлом своих созданий».
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6 томах.
Том 6 «Избранные статьи и письма»